Средняя школа № 1 является базовой площадкой Института развития образования по теме «Разработка цифровых ресурсов и реализация моделей смешанного обучения в преподавании немецкого языка и английского как второго иностранного»
Страница базовой площадки на сайте ИРО: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5839
Обоснование для присвоения статуса базовой площадки образовательной организации
- Данные об образовательном учреждении
- Полное наименование ОУ/ОО: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» (сокращенное наименование: средняя школа №1)
- ФИО руководителя: Поздышева Галина Александровна
- Адрес ОУ/ОО: 152241, г. Гаврилов-Ям, Юбилейный проезд, д. 5
- Телефон / факс: 8 (48534) 2-30-78
- E-mail: gav-yam1@rambler.ru
-
- Сайт ОУ/ОО: https://sh1gav.edu.yar.ru
- Тема площадки: «Разработка цифровых ресурсов и реализация моделей смешанного обучения в преподавании немецкого языка и английского как второго иностранного»
Результатом работы базовой площадки должны стать комплекты цифровых ресурсов по немецкому языку и английскому как второму иностранному для реализации моделей смешанного обучения «перевернутый класс» и «ротация станций», в том числе, цифровые инструменты для осуществления формирующего оценивания в процессе изучения иностранных языков, методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку с помощью цифровых технологий, сценарии просветительских мероприятий для родителей и банк видеоматериалов для использования в повышении квалификации учителей иностранного языка в рамках ППК «Использование цифровых инструментов в изучении и преподавании иностранных языков», «Реализация модели "перевернутый класс" в преподавании иностранного языка с помощью Google Classroom».
Критерии оценки результативности:
- Эффективность разработанных цифровых ресурсов.
- Тиражируемость разработанных ресурсов.
- Востребованность разработанных ресурсов учителями иностранных языков Ярославской области.
Показатели результативности:
- Прослеживается положительная динамика результатов обучения немецкому языку и английскому как второму иностранному в тех классах, где системно применяются разработанные цифровые ресурсы.
- К разработанным ресурсам (цифровым инструментам, методическим рекомендациям, сценариям мероприятий для родителей) имеют доступ все заинтересованные учителя иностранных языков Ярославской области.
- Разработанные ресурсы используют в своей работе не менее трети учителей немецкого и английского языков Ярославской области.
- Данные об ответственном лице за работу площадки
- Сорокина Ирина Сергеевна
- руководитель методического объединения учителей немецкого языка Гаврилов-Ямского МР, учитель немецкого языка высшей категории.
- Телефон / факс: +7 (48534) 2-05-47
- E-mail: gav-yam1@rambler.ru
- Наименование структурного подразделения, курирующего деятельность базовой площадки: кафедра общего образования
Кураторы: Урывчикова Наталья Владимировна
- Описание состояния методической деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки
Тема смешанного обучения является новой для школ Ярославской области, поэтому мы не можем говорить о наличии достаточного опыта методической деятельности по данному направлению ни в одной образовательной организации региона.
Однако следует отметить, что во время проведения анализа опыта организации обучения в дистанционном режиме весной 2020 года, пример учителей иностранного языка «Средней школы №1» был приведен в методических рекомендациях ИРО как один из немногих положительных.
Целью создания базовой площадки является разработка цифровых ресурсов для реализации моделей смешанного обучения в преподавании немецкого языка и английского как второго иностранного и их последующая апробация. Поэтому при выборе образовательной организации для работы в качестве базовой площадки решающим фактором явилось наличие у нее опыта участия в разработке и апробации учебных материалов, а также в проведении мероприятий для учителей иностранного языка, направленных на развитие их профессиональных компетенций и на тиражирование положительного опыта.
Учитель немецкого языка И.С. Сорокина с 2016 по 2019 год участвовала в рамках работы базовой площадки «Разработка и апробация программы внеурочной деятельности по немецкому языку, построенной на основе предметно-языкового интегрированного подхода» в разработке материалов для курса внеурочной деятельности «Немецкий для юных исследователей». В 2019-2020 учебном году стала соавтором материалов курса внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом». Ссылка на УМК на сайте ИРО: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2765. Сорокина И.С. также участвовала в апробации обоих разработанных курсов. Данные курсы внеурочной деятельности востребованы учителями немецкого языка в разных регионах Российской Федерации и тиражируются через проекты НКЦ имени Гете.
В «Средней школе №1» проводились региональные и межрегиональные конференции и семинары для учителей иностранного языка, курсы повышения квалификации по направлениям инновационной деятельности (предметно-языковое интегрированное обучение, организация внеурочной деятельности на иностранном языке). Учителя иностранного языка данной образовательной организации провели большое количество открытых уроков и мастер-классов для коллег (Сорокина И.С., Пиленкова Е.В., Камалова Ж.Р., Храмцова Н.В.), выступали на круглых столах, ярмарках педагогических идей, участвовали в профессиональных конкурсах. Накопленный видео-материал используется в ИРО для проведения семинаров и курсов повышения квалификации.
У МОУ «Средняя школа №1» есть опыт работы в качестве базовой площадки по теме «Разработка и апробация программы внеурочной деятельности по немецкому языку, построенной на основе предметно-языкового интегрированного подхода». Ссылка на базовую площадку на сайте ИРО: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2658.
Таким образом, имеющийся опыт участия в разработке и апробации учебных материалов, а также опыт организационной и методической деятельности учителей иностранного языка и администрации МОУ «Средняя школа №1» свидетельствует о готовности данной образовательной организации к работе в статусе базовой площадки по обозначенной теме.
Ваганова Н.В Немецкий язык. УМК «Вундеркинды плюс». 8 класс. Тема 4 «Внешность человека» Перевёрнутый урок.
- Описание состояния инновационной деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки
Во время вынужденного перехода на дистанционный режим обучения весной 2020 года учителя иностранного языка МОУ «Средняя школа №1» использовали возможности платформы для создания интерактивных упражнений LearningApps, и таким образом оказывали поддержку обучающимся в самостоятельном освоении материала.
Сорокина И.С. и ее ученики приняли активное участие в подготовке и съемках мастер-класса для ММСО-2020 «Урок иностранного языка в формате видео-конференции». Ссылка на запись: https://www.youtube.com/watch?v=Fit8qQEbMkk.
Администрация и педагоги МОУ «Средняя школа №1» положительно относятся к инновациям в преподавании иностранных языков и активно их внедряют в своей образовательной организации. У школы есть успешный опыт инновационной деятельности. МОУ «Средняя школа №1» являлась участником двух проектов: совместного проекта ИРО и НКЦ имени Гёте «Немецкий – первый второй иностранный» (с 2016 года) и проекта НКЦ имени Гёте «Немецкий для юных исследователей» (с 2017 года).
В «Средней школе №1» активно внедряется инновационный подход к преподаванию иностранных языков – предметно-языковое интегрированное обучение (СLIL) во внеурочной деятельности на немецком языке. Помимо этого школа неоднократно являлась инновационной площадкой: по апробации ФГОС, по организации учебной деятельности на основе со-бытийного подхода. В настоящее время образовательная организация участвует в проекте по созданию личностно-развивающей образовательной среды.
Таким образом, «Средняя школа №1» имеет опыт инновационной деятельности. Администрация школы и педагоги мотивированы к непрерывному профессиональному развитию и совершенствованию форм организации образовательной деятельности. Созданные в процессе этой инновационной деятельности продукты являются качественными и поэтому востребованы учителями из других образовательных организаций. И это может являться аргументом в пользу выбора «Средней школы №1» в качестве базовой площадки.
- Описание состояния информационных, материально-технических, организационно-методических и кадровых ресурсов для осуществления деятельности в рамках конкретных направлений научно-исследовательской, научно-методической, организационно-методической деятельности Института.
В МОУ «Средняя школа №1» созданы необходимые материально-технические условия для разработки и апробации цифровых ресурсов в преподавании иностранных языков.
В настоящее время во всех помещениях школы есть возможность использования беспроводного интернета, кабинеты оборудованы необходимой техникой (компьютеры, подключенные к интернету, проекторы, интерактивные доски). В школе есть 2 компьютерных класса, один из которых учителя иностранного языка могут использовать для проведения уроков по модели «ротация станций».
По результатам проведенного опроса, практически у всех учащихся 5-11 классов есть возможность доступа к ресурсам сети Интернет для выполнения интерактивных заданий во время самостоятельной работы дома.
Школа имеет помещения, подходящие для проведения учебных занятий, семинаров, круглых столов, мастер-классов. Есть оборудование для проведения видеосъемки.
Учитель немецкого языка Сорокина И.С. прошла обучение в ИРО по ППК «Использование цифровых инструментов в изучении и преподавании иностранных языков». На осень 2021 года в школе запланирована серия внутрифирменных семинаров по освоению учителями иностранных языков цифровых инструментов.
- Предполагаемый план работы образовательной организации в статусе площадки на период с сентября 2021 по май 2023 года
Цель:
Разработка цифровых ресурсов для изучения немецкого языка и английского как второго иностранного и апробация их использования для реализации моделей смешанного обучения «перевернутый класс» и «ротация станций».
Задачи:
- Разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся с помощью цифровых инструментов.
- Разработка сценария и проведение родительских собраний о смешанном обучении.
- Разработка комплекта цифровых ресурсов и интерактивных заданий по немецкому языку.
- Разработка комплекта цифровых ресурсов и интерактивных заданий по английскому языку как второму иностранному.
- Разработка сценариев уроков по модели «ротация станций».
- Проведение апробации разработанных ресурсов и их корректировка по результатам апробации.
- Осуществление мониторинга динамики образовательных результатов по иностранным языкам в классах, где реализуются модели смешанного обучения.
- Создание условий для тиражирования опыта реализации моделей смешанного обучения «перевернутый класс» и «ротация станций».
- Создание банка видео-материалов для их использования при проведении семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации.
- Создание условий для развития профессиональных компетенций учителей иностранных языков, необходимых для реализации моделей смешанного обучения.
Основные направления деятельности:
- Разработка и апробация цифровых ресурсов и интерактивных заданий.
- Разработка и апробация сценариев уроков.
- Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся.
- Формирование учебной автономии у обучающихся.
- Диссеминация положительного опыта.
- Организация мероприятий, направленных на формирование представления о смешанном обучении у учителей иностранных языков Ярославской области.
Прогнозируемые результаты:
- Использование моделей смешанного обучения повышает эффективность процесса изучения иностранных языков в школе (улучшение результатов как следствие использования смешанного обучения).
- Готовые цифровые ресурсы и сценарии способствуют повышению мотивации учителей иностранных языков к использованию смешанного обучения в своей практике (не менее трети учителей немецкого и английского языков Ярославской области используют разработанные ресурсы).
п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки, место проведения мероприятий |
Категория участников |
Форма представления итоговых материалов |
ФИО ответственных (исполнителей) |
|
Занятия по освоению цифровых инструментов |
июнь 2021, СШ №1 |
учителя иностранного языка |
Инструкции и примеры заданий на доске Padlet |
Урывчикова Н.В. (ИРО) |
|
Разработка сценария родительского собрания о смешанном обучении, проведение родительских собраний |
сентябрь 2021, СШ №1 |
учителя иностранного языка, родители обучающихся |
Сценарий родительского собрания как приложение к методическим рекомендациям |
Урывчикова Н.В. (ИРО) |
|
Мастерские по проектированию «перевернутого урока» |
сентябрь 2021, СШ №1 |
учителя иностранного языка |
Сценарии «перевернутых» уроков английского языка и немецкого языка |
Урывчикова Н.В. (ИРО) |
|
Разработка комплекта цифровых ресурсов для реализации моделей «перевернутый класс» и «ротация станций» в обучении немецкому языку |
2021-2022 учебный год |
учителя немецкого языка |
Методические рекомендации |
Урывчикова Н.В. (ИРО) Сорокина И.С. (СШ №1) Храмцова Н.В. (СШ №1) |
|
Разработка комплекта цифровых ресурсов для реализации моделей «перевернутый класс» и «ротация станций» в обучении английскому языку как второму иностранному |
2021-2022 учебный год |
учителя английского языка |
Методические рекомендации |
Урывчикова Н.В. (ИРО) Пиленкова Е.В. (СШ №1) Камалова Ж.Р. (СШ №1) Комарова Е.С. (СШ №1) |
|
Проведение апробации разработанных цифровых ресурсов |
2022-2023 учебный год |
учителя иностранного языка |
Рабочие программы со ссылками на разработанные цифровые ресурсы с учётом внесённых в ходе апробации корректив, сценарии уроков по модели «ротация станций» (публикация в 2023 году) |
Урывчикова Н.В. Сорокина И.С. Храмцова Н.В. Пиленкова Е.В. Камалова Ж.Р. Комарова Е.С. |
|
Семинар «Реализация модели смешанного обучения «перевернутый класс» в обучении иностранным языкам» |
ноябрь 2022 |
учителя иностранного языка |
Мастер-класс с видео-записью урока |
Сорокина И.С. Урывчикова Н.В. |
|
Семинар «Развитие учебной автономии обучающихся с помощью цифровых инструментов формирующего оценивания» |
апрель-май 2022 |
учителя иностранного языка |
Презентации опыта использования цифровых инструментов для формирующего оценивания учебной деятельности по иностранному языку |
Сорокина И.С. Урывчикова Н.В. |
|
Мониторинг уровня достижения планируемых результатов по немецкому языку и английскому как второму иностранному |
2022-2023 (один раз в год) |
учащиеся классов, в которых используются модели смешанного обучения |
КИМ, аналитическая справка |
Сорокина И.С. Урывчикова Н.В. |
|
Семинары и мастер-классы по разработке и использованию цифровых ресурсов в обучении иностранным языкам |
2022-2023 |
учителя иностранного языка |
Создание банка видео-материалов для использования в повышении квалификации учителей |
Сорокина И.С. Урывчикова Н.В. |