Школа после уроков – насыщенная интересными делами жизнь
Одним из главных направлений работы школы по сохранению здоровья учащихся является внеурочная деятельность обучающихся, цель которой - содействие становлению и проявлению индивидуальности школьников, накоплению субъективного опыта участия в индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
В настоящее время в школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая предполагает привлечение к её организации всех участников педагогического процесса: администрация школы, классные руководители, учителя – предметники, психолог, школьный фельдшер, родители, социальные партнеры. Кроме содержания учебных предметов, направленность внеурочной деятельности определяется запросом участников образовательных отношений, выявляемого на основе ежегодного анкетирования, и реализуется в следующих направлениях: общеинтеллектуальном, духовно-нравственном, обще-культурном, спортивно-оздоровительном, социальном. Внеурочная деятельность тесно связана с урочной, способствует расширению и углублению последней, достижению более высоких образовательных результатов.
В 2017-2018 учебном году в школе функционируют:
- 29 объединений ВД на уровне начального образования, которые ведут педагоги школы;
- 37 объединений в 1-4 классах, которые организуют педагоги дополнительного образования ДДТ, ДЮСШ и «Управления культуры, туризма, спорта и молодежной политики»;
- 41 объединений ВД для учащихся 5-10 классов.
Всего во внеурочной деятельности заняты 95 % обучающихся, и каждый год количество учащихся, охваченных программами дополнительного образования, стабильно возрастает.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках ВД, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется посредством различных форм организации, таких, как творческие кружки и мастерские («Юный кулинар», мастерская «Разноцветные ладошки», «Этот удивительный мир», «Вокальное искусство «Primavera», фото-видео студия «Ракурс» и др), художественные студии («Красота и грация», ИЗО-студия, хореографическая студия «Акварель» и др), интеллектуальные и научные объединения («Мир деятельности», «Мастерская интеллект», «Занимательный английский», «Немецкий детский университет», «Страноведение. Великобритания», «Путешествие В мире книг», «Чудеса химии», «Основы работы в среде Blender» и др.), детские клубные объединения («Школьный музей»), военно-патриотические объединения (военно-патриотический клуб «Разведчик»), социальные проекты («Практико-ориентированные проекты по технологии», практико-ориентированная деятельность «Путь в неизведанное»» и др.), спортивные секции («Волейбол», «Баскетбол», «Будущий олимпиец», «Сильный, ловкий, смелый» и др.), а также поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Мы стараемся отойти от традиционного понятия кружка или творческого объединения. А для этого используем для проведения занятий инновационные и здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные формы и методы работы с детьми, выносим занятия за пределы классных кабинетов и вообще школьного пространства, привлекаем, как было сказано выше, не только специалистов школы, но и учреждений дополнительного образования.
Для проведения занятий ВД используются программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, а также разработанные самостоятельно педагогами и утвержденные на заседании педагогического совета школы. Выбор программ зависит от социального заказа родителей (в начальном звене) и самих учащихся (в среднем звене), который изучается в мае и сентябре каждого года (результаты изучения запросов на внеурочную деятельность: учащиеся и родители). Полученная информация является основанием для комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана (план 10-11 класс) и составления расписания внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей образовательного учреждения, а главное, позволяет выстроить индивидуальные образовательные маршруты воспитания и развития каждого учащегося во внеурочной деятельности. Данные маршруты составляет классный руководитель, они позволяют ему контролировать посещаемость обучающимися занятий, выяв-лять направления и формы ВД, предпочтительные в конкретном классе, и соответственно корректировать организацию ВД в классе, давать рекомендации родителям и педагогам, видеть индивидуальный рост каждого ребенка.
Так как курсы внеурочной деятельности являются безотметочными, то в конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, занимающихся в объединениях ВД. Педагоги стараются отметить достижения каждого ребенка, награждая учащихся дипломами, грамотами, призами по нескольким номинациям, что является важным стимулирующим фактором.
Таким образом, в школе созданы все условия для организации и полноценного осуществления дополнительного образования и внеурочной деятельности, что доказывают мониторинговые исследования (мониторинг качества ВД в 1-4 класса, в 5-9 классах), которые проводятся ежегодно в конце каждого учебного года. Вся система работы школы в данном направлении призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, форм внеурочной деятельности, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешными, реализовать свои таланты и способности, стать активными в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор, быть гражданином своей страны.
Процент охвата обучающихся,
занимающихся в объединениях внеурочной деятельности:
2015/2016 уч.г |
1-4 классы – 100% |
5-8 классы – 70% |
2016/2017 уч.г |
1-4 классы – 100% |
5-9 классы – 83% |
2017/2018 уч.г |
1-4 классы – 100% |
5-10 классы – 100 % |
Организация внеурочной деятельности в 1-4 классах
в 2017-2018 учебном году
Направления внеурочной деятельности |
Классы |
|||
1 классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
|
1. Духовно-нравственное
|
«Этот удивительный мир» |
«Этот удивительный мир» |
Народные игры «Возрождение», «Этот удивительный мир» |
Народные игры «Возрождение», «Истоки». |
2. Физкультурно-спортивное и оздоровительное |
«Плавание», «Шашки, шахматы» |
«Плавание», «Шашки, шахматы» |
«Здоровейка», «Плавание», «Шашки, шахматы» |
«Шашки, шахматы» |
3. Общеинтеллектуальное
|
«Мир деятельности», «В мире книг» |
«Мир деятельности», «В мире книг», «Информатика в играх и задачах» |
«Мир деятельности», «В мире книг», «Информатика в играх и задачах» |
«Мир деятельности», «В мире книг», «Информатика в играх и задачах», «Речевое творчество» |
4. Общекультурное
|
Танцевальная студия «Красота и грация», «Мозаика», Мастерская «Разноцветные ладошки» |
Хореографическая студия «Акварель», мастерская «Разноцветные ладошки», «Волшебные кисточки» |
Хореографическая студия «Акварель», ИЗО-студия «Синяя птица», «Мозаика» |
Танцевальная студия «Красота и грация», хореографическая студия «Акварель», ИЗО-студия «Синяя птица», мастерская «Разноцветные ладошки», «Вокальное искусство «Primavera» |
ИТОГО: в неделю
|
1 «А» класс – 9 часов, 1 «Б» – 10 часов. |
2 «А» класс – 9 часов. 2 «Б» класс – 10 часов. |
3 «А» класс – 10 часов. 3 «Б» класс – 10 часов. |
4 «А» класс – 10 часов, 4 «Б» класс – 10 часов, 4 «В» класс – 10 часов. |
Организация внеурочной деятельности в 5-9 классах
в 2017-2018 учебном году
Направления внеурочной деятельности |
Классы, количество часов |
||||
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
|
1. Духовно-нравственное
|
1 час Курс по психологическому развитию «Познай себя» |
2 часа Курс по формированию психологических компетенций «Счастливый подросток», «Юный краевед» |
2 часа Курс по развитию исследовательских способностей «Путь в неизведанное», «Школьный экскурсовод» |
3 часа ВПК «Разведчик» (2 часа), «Путь в неизведанное» |
- |
2. Физкультурно-спортивное и оздоровительное |
1 час ОФП «Будущий олимпиец» |
2 часа «Сильный, ловкий, смелый» (пионербол). «Я – домашняя медицинская сестра» |
2 часа ОФП «Будущий олимпиец», «Баскетбол» |
4 часа ВПК «Разведчик» (3 часа), «Волейбол» |
- |
3. Общеинтеллектуальное
|
3 часа «Немецкий с настольной игрой «Путешествуем по Германии»», «Живое слово», Мастерская «Интеллект» |
3 часа «Занимательный русский язык», «В мире книг», «Немецкий детский университет» |
3 часа Мастерская «Интеллект»: «Решение творческих задач», «Чудеса химии», «Основы работы в среде Blender» |
1 час «Русские Колумбы» |
6 часов «Русская словесность», «Решение текстовых задач», «Здоровье человека и окружающая среда», «Страноведение. Великобритания», «Практикум по химии», «За страницами учебника информатики» |
4. Общекультурное
|
1 час Вокальное искусство «Primavera» |
- |
2 часа «Основы ландшафтного дизайна» |
1 час Вокальное искусство «Primavera» |
- |
5. Социальное |
- |
2 часа «Юный кулинар» |
- |
1 час «Практико-ориентированные проекты» |
- |
ИТОГО: в неделю в год |
6 часов 204 часа |
9 часов 306 часов |
9 часов 306 часов |
10 часов 340 часов |
6 часов 204 часа |
План внеурочной деятельности в 10 -11 классах
в 2017-2018 учебном году (подробнее)
|
Жизнь ученических сообществ |
Внеурочная деятельность по выбору обучающихся |
Воспитательные мероприятия |
Итого |
10 класс |
||||
1 полугодие |
32 |
48 |
45 |
125 |
Осенние каникулы |
|
|
5 |
5 |
2 полугодие |
36 |
54 |
50 |
140 |
Весенние и летние каникулы |
|
|
20 |
20 |
Итого |
68 |
102 |
120 |
290 |
11 класс |
||||
1 полугодие |
32 |
64 |
40 |
136 |
Осенние каникулы |
|
|
10 |
10 |
2 полугодие |
36 |
72 |
50 |
158 |
Весенние каникулы |
|
|
10 |
10 |
Итого |
68 |
136 |
110 |
314 |
ВСЕГО |
604 |