Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г. Гаврилов-Яма Ярославской области

Школа – очаг знаний, культуры и новых технологий

Средняя школа № 1 начиналась со школы 2-ой ступени, организованной по инициативе рабочих льняной мануфактуры в холодном декабре 1919 года. Ученикам, севшим за парты в небольшом рабочем поселке Гаврилов-Ям, было отдано лучшее  здание – дом фабриканта Локалова на живописном берегу Которосли.

 

 

 

При свете керосиновых коптилок, преодолев голод и холод, первые шестиклассники (а это был один шестой класс) сели за парты. Они считали, что должны быть полезными молодой стране, поэтому стремление преодолеть любые невзгоды, желание быть первыми руководили людьми и учениками школы в те далекие 20-е …

 

 

 

 

 Первым директором школы стал Петр Николаевич  Смарагдов (1919 – 1935 гг), учитель математики, авторитет которого был очень высок не только среди учащихся, но и среди гаврилов-ямцев, ведь школа была очагом знаний и культуры.                                                                                                           

  

Чем жила, чем дышала школа в те далекие годы? Первое десятилетие своего существования школа шла в ногу с жизнью всей страны. Ребята тянулись к знаниям,  к грамоте, к образованию. Успеваемость была высокой, а дисциплина – идеальной. Постепенно первая школа становилась центром культурной жизни поселка Гаврилов-Ям. По инициативе самих ребят в школе были созданы  музыкальный и драматический кружки, артисты которых не раз гастролировали со спектаклями по соседним деревням.

А сколько было интересных походов и экскурсий! Сбор по тревоге цепочкой, первый поход в Ростов.

А зимой – на лыжах в деревни, по дорогам родного края!

Надолго запомнился многим жителям города детекторный радиоприемник, изготовленный руками учеников под руководством учителя физики Царевского Н.С. Весть о том, что в школе есть радиоаппарат, по которому можно слушать радиопередачи из Москвы, быстро разнеслась по всему селу. Началось паломничество в школу с просьбой дать послушать, выстраивалась длинная очередь. Пожилые люди, которые никак не верили, что звук можно передавать на такое расстояние по проволоке, надевая наушники, крестились, но услышав музыку или человеческую речь, начинали улыбаться и не хотели снимать наушники, уступать место другим.

Год за годом росло число ее учеников и выпускников – школа росла.

 

В 1924 году в 8 часов вечера тревожный гудок фабрики созвал рабочих на многолюдный митинг, где они узнали о смерти Владимира Ильича Ленина. Здесь на митинге рабочие заявили: "Отдадим двухнедельный заработок и сделаем венок на могилу вождя".  Но тут же родилась мысль и о другом венке – двухнедельный заработок отдать на нужды школы и впредь заботиться о ней. "Венок Ильичу" – так назвали гаврилов-ямские текстильщики в трудные январские дни школу 2-ой ступени, первую среднюю школу в здешнем округе. Позднее школа стала именоваться «Школа №1 имени В.И.Ленина», воспитывала, учила, готовила к жизни.

Бежал год за годом, рабочий поселок Гаврилов-Ям перерос в город, количество учащихся в школе быстро увеличивалось.

 

 Военное лихолетие

В июне 1941 года три десятых класса в утро выпускного бала настигла страшная весть о войне. Эти ребята были еще совсем юными, они мечтали жить, учиться, трудиться на благо Родины, но война неумолимо разрушила их планы. Как только началась война, комсомольская организация школы № 1 бросила клич: «Молодежь! Родина в опасности!». Большая группа выпускников, вслед за ушедшими на фронт учителями-мужчинами, среди которых был и второй директор школы Рябчиков Алексей Антонович (1935-1941 гг), обратилась в райком комсомола с просьбой направить их добровольцами на фронт. 10 ноября 1941 года 18 десятиклассников 1923 года рождения добровольно ушли в Ярославскую коммунистическую дивизию. Уезжали с вокзала в 3 часа утра. Несмотря на ранний час, провожали их всем классом. Торжественный митинг, песни, смех и слезы – все перемешалось в этот час прощания.

В конце ноября 1941 года в райкоме комсомола побывала еще одна группа добровольцев-десятиклассников 1924 года рождения. Многих из них в силу возраста на фронт не взяли, участь других же оказалась трагична: они пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость Родины. Свои молодые жизни они отдали во имя счастья будущих поколений, не отступили перед врагом, не посрамили честь родной школы. Славные имена своих выпускников-фронтовиков школа № 1 никогда не забудет, они занесены в Книгу почета школы. Этим ребятам было всего по 17-18 лет…

Девчонки, оставшись в опустевшей школе, не пали духом. Они учились, работали и согревали теплом своих сердец малышей, привезенных в Гаврилов-Ям из блокадного Ленинграда. Многие из старшеклассниц военной поры после победы стали учительницами.  

Если говорить о годах военного лихолетия, то нельзя не отметить, что руководство школой легло на женские плечи. Анна Алексеевна Лебедева (1941 – 1958 гг) сумела организовать работу школы в военных условиях. А годы эти были очень тяжелыми.

Так были случаи, когда кто-то из учеников падал в об­морок от голода прямо на уроке. Но стремление к знаниям давало новые силы. В это голодное время школьникам в большую перемену выдавали 50-100 граммов черного хлеба. Но никто из них никогда не забудет, каким желанным и вкусным был этот маленький, очень темный кусочек. В одном из воспоминаний читаем следующие строки: «Это было очень трудное время для родителей, учеников и учителей. В школе холод, учились в пальто, шапках, не хватало учебников - за одним учебником закрепляли 3-4 человека, живших рядом. Бумаги и тетрадей не было, писали на газетах, старых книгах. Завтраков, буфетов нет, давали кусочек хлеба в 100 грамм. Летом в каникулы работали в колхозе, старались, шли с жела­нием, за работу давали молоко, кормили. Плохо было с обувью, одеждой, носили несколько человек по сменам».

В годы войны в Гаврилов-Яме работала только одна школа, в зданиях других  школ были расположены госпитали. Школа работала в три смены. Даже под­вальное помещение было приспособлено для классных комнат: «Мрачная комната без окон, грубая мебель, в углу – печь, слабое электрическое освещение». Так выглядели многие классы первой школы.  

Но несмотря на трудности, вся школьная жизнь ребят в военные годы проходила под лозунгом: «Все – для фронта, все – для Победы!». 1 сентября 1941 года Анна Алексеевна, директор школы, повела учеников в поле собирать колоски, копать картошку, морковь, свеклу, драть лен. Ра­ботали школьники и на пришкольном участке, выращивали овощи, из которых потом готовили в школе еду. Ребята постарше работали на тракторе. Зимой в вой­ну все ученики выходили в лес на заготовку дров для отопления школы со своими пилами и топорами. Нужно было заготовить по одному кубическому метру на че­ловека. Часто приходилось тяжело, иногда руки были в крови, в мозолях (особенно при уборке льна), но всех ребят объединяло чувство патриотизма. Они шили кисеты для бойцов, рукавицы, собирали для них теплые вещи. Они верили, что враг будет сломлен и победа будет за нами!

 

 «Белый дом над рекой…»

В 50-60 годы, когда страна залечивала раны войны и превращалась в мощную державу, руководство школой взяла в свои руки Нина Григорьевна Белова (1958 – 1969 гг). 

Это были годы, когда учились с упоением, учились и мечтали стать врачами и инженерами, офицерами и учителями. Выходящие в большую жизнь дети хотели строить города и выращивать сады, прокладывать железные дороги и открывать новые звезды.

Выпускники – шестидесятники по-особому относились к школе. «Мы называли ее белой», – читаем мы в воспоминаниях. За этим словом видится многое.

За 10 лет (с 50 по 60-й) 37 выпускников закончили школу с золотыми и серебряными медалями. Блестяще учились многие. А в 60-х в школе началось и производственное обучение – готовили кадры для льнокомбината и автотранспортного предприятия.

Из 529 выпускников 60-х половина получила высшее образование.

В эти годы было положено начало и школьной летописи. Успевали все: учиться, выступать с концертами, готовить лекции и доклады, помогать подшефным колхозам в уборке урожая. Тогда же возродилась довоенная традиция балов – маскарадов и родилась новая – проведение КВНов.

       

 

 

 Школа на Юбилейном

Нина Григорьевна Белова много сил отдала тому, чтобы первая школа переехала в новое здание. И вот 2 ноября 1970 года школа меняет прописку. Из газет того времени: "На солнечной стороне улицы, которая не имеет еще своего названия, выросло большое, светлое трехэтажное здание. Скоро сюда переселится средняя школа N1". "Красавица-школа! Тысячу человек от крохотуль-первоклашек до серьезных выпускников сразу примет в свои стены!"

                           

Большую помощь в строительстве здания оказали учащиеся школы. Символический ключ был вручен директору Трусову Борису Сергеевичу (1969 – 1979 гг). Алая лента перерезана, и первые новоселы вошли в школу, захватив с собой историю, традиции и дух «Белого дома» над рекой. Так начался новый этап в жизни школы.

Из 70 – х идут патриотические традиции дня сегодняшнего. Борис Сергеевич Трусов – директор школы, учитель истории, участник  Великой Отечественной войны, дошедший до рейхстага – предложил идею создания памятника на школьном дворе. Комсомольцы и пионеры её поддержали, и на средства, заработанные ими, был возведен памятник. Памятник – это наша память о  юношах-выпускниках, об учителях школы, погибших на фронтах Великой Отечественной.

                                        

Военным руководителем школы в 70-тые был Борис Александрович Павлов. Будучи учеником школы, он ушёл на фронт. Пройдя военными дорогами, капитан Павлов получил педагогическое образование и вернулся в родную школу. Его время – время игр «Зарница» и «Орленок», время военно-спортивных праздников и маршпарадов. Все эти традиции возрождены в школе, а февральский праздник «Сыны Отечества» мы называем вечером памяти Бориса Александровича Павлова. Переходящий кубок, который получает команда победителей, является самой почетной наградой школы.

                       

Директором школы с 1979 по 1997 годы  был Заслуженный учитель школы РФ Комаров Юрий Николаевич.

                                                                                      

Время 80-тых  – расцвет пионерской организации. Каждый ученик 80-ых помнит свои пионерские годы. Это были годы увлеченной работы, новых поисков, творческих дел и просто насыщенной интересными событиями школьной жизни: праздник день рождения пионерской организации, торжественный прием в пионеры учащихся школы, раз в четверть – заседания пионерской дружины, посвященные праздникам и отчетам о проделанной работе. А работы у пионеров было много: это сбор макулатуры, металлолома, трудовые десанты по благоустройству территории города. Любимыми были и творческие вечера, КВНы, встречи с интересными людьми. Развивается тимуровское движение.

                           

                                             

По достижению 14–летнего возраста учеников школы торжественно принимали в комсомольскую организацию, и старшеклассники, равняясь на старших товарищей, продолжали славные дела своих предшественников. Устраивали вечера тематические, посвященные политическим и историческим датам. Производственная практика на льнокомбинате знакомила ребят с азами  профессий ткачей, мотальщиков, прядильщиков. А летом все желающие могли вступать в сводный комсомольско-молодежный отряд животноводов «Романтик». Название отряда говорит само за себя: это не только помощь нашим колхозам, ударный труд на благо родины и края, но и романтические прогулки под луной, сборы с песнями у костра, ночные походы.

 

 Мы не забудем их имена

Какие они эти мальчишки и девчонки 80-тых? Все они разные, но объединяет их то, что они, продолжая традиции своих предшественников, ради настоящего дела готовы были пойти на любые испытания, не страшась никаких трудностей.

Беспримерную стойкость и мужество, несгибаемый дух и храбрость, истинный патриотизм и чувство долга перед страной, родным городом, перед  любимой школой проявил выпускник школы Юрий Егоров. 18-летним пареньком 23 апреля 1980 года он был призван в ряды Советской Армии. Попав  на Афганскую землю, он оказался способным в решающий момент перешагнуть через невозможное, выполнить приказ в нечеловеческих условиях, спасти однополчан-друзей ценой своей жизни. В память о герое-афганце, выпускнике Егорове Юрии в 2009 году на стене школы была открыта мемориальная доска.

                              

К сожалению, этот памятный знак не стал для школы единственным. И 18 мая 2016 года рядом с доской в память о Егорове Юрии появилась еще одна, посвященная   выпускнику средней школы №1 Скворцову Алексею Евгеньевичу, погибшему при исполнении  служебного воинского долга  на Северном Кавказе в 2001 году. Почти год старший инженер узла связи Скворцов проработал в сложной военной обстановке, обеспечивая бесперебойную связь командования с воинскими подразделениями. Погиб  Алексей Евгеньевич вследствие подрыва на фугасе. Указом Президента РФ он награжден орденом Мужества (посмертно).

                                                                   

 

Время 90-тых

90-е годы. Гласность и демократия не обходят стороной и первую школу.

Прекращает своё существование комсомольская и пионерская организации, уходит в лето школьная форма, забывается название «школа имени Ленина». 90-е годы – это время нелёгких испытаний и проблем. Главные проблемы – экономические. Вместе со страной школа переживает это лихое время. Но несмотря на все трудности, педагогическому коллективу удается сохранить все лучшее, что было накоплено за долгие годы, и передать школьные традиции следующим поколениям. Мальчишки и девчонки 90-тых такие разные, яркие, стремительные, целеустремлённые, инициативные, свою энергию они направляют на организацию творческих вечеров и дискотек, исторических и литературных гостиных, увлекательных экскурсий и поездок по России. А еще увлекаются спортом, рукопашным боем и создают школьный тренажерный зал. Успевали всё: и достойно учиться, и взрослеть под неустанным взглядом любимых педагогов первой средней!

                  

                   

С 1997 года руководит школой заслуженный учитель РФ Галина Александровна Поздышева. Первая школа для Галины Александровны не просто место работы, она давно стала для неё настоящим домом. А еще судьбой, любовью, жизнью. «Дети – моя радость, родители – моя опора, коллектив – моя семья, школа – моя жизнь»- таково её педагогическое кредо вот уже на протяжении 48 лет. Выпускница школы, пионервожатая, учитель русского языка и литературы, завуч, а сегодня она – опытный, мудрый и требовательный руководитель, для учащихся и учителей пример ответственности и преданности учительскому делу, строгости и доброты, человечности и скромности, искренности и участия.

 

 Второе тысячелетие

В начале нового века школа сделала большой рывок вперёд. Обновлённые кабинеты, новые технологии, ученическое самоуправление. Участие учителей и учащихся школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах на уровне района, области, России.

Сегодня школа расцвела – в прямом и переносном смысле.

Территория около первой школы – это великолепный цветущий сад, которым ходят любоваться люди со всей округи! Почти ежегодно школа №1 становилась победителем районного конкурса на лучшее оформление территории учебного заведения, а в 2015 году одержала победу на уровне области и была приглашена продемонстрировать свой опыт на всероссийское мероприятие в Москву.

      

      

      

И все-таки главное богатство – это сильный педагогический коллектив во главе с руководителем и ученики, продолжившие добрые традиции, заложенные десятилетия назад, и любящие свою школу, как родной дом. Дом, где согреваются сердца.

…Сколько людей и судеб! У каждого поколения свои дела, проблемы, настроение. Но у всех выпускников школы – искренние слова благодарности и гордость за то, что они учились именно здесь.