Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г. Гаврилов-Яма Ярославской области

Школа без опасности!

Островок безопасности
В школе постоянно планируются и исполняются мероприятия по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся, воспитанников и сотрудников учреждения. Паспорт безопасности образовательного заведения находится под контролем ответственных лиц и по мере изменений дополняется соответствующей информацией. В школе два-три раза в год проводятся тренировки с персоналом и обучающимися по эвакуации людей и имущества, действию в чрезвычайных ситуациях. Разработаны  планы, маршруты эвакуации, инструкции и памятки по обеспечению безопасности, противодействию терроризму, экстремизму, а с должностными лицами проводится ежегодный инструктаж. Ответственные лица организуют ежедневные осмотры состояния ограждения, территории, спортивных площадок, контролируют завоз продуктов и имущества, въезд обслуживающих организаций. Вход в школу посторонним лицам разрешается только по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.  Четко определен порядок посещения школы родителями, порядок сопровождения и места ожидания, встречи детей, порядок допуска детей, задержавшихся по каким либо причинам. 
В вопросах охраны и безопасности школа тесно взаимодействует с правоохранительными органами ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району, подразделением вневедомственной охраны, ФСБ РФ, МЧС. Надзорные органы не только контролируют организацию и обеспечение школой безопасности учебного процесса, но и помогают организовывать нам воспитательную работу с детьми, выступая на педагогических советах, классных часах и родительских собраниях с темами антинаркотической, антитеррористической направленности. Особое внимание в школе уделяется профилактике детского травматизма в ходе учебного процесса и во время перемен, на территории учебного заведения. Установлен строгий график дежурства учителей и старшеклассников. Каждый дежурный учитель и ребенок знает свои права и обязанности, ответственно относится к их выполнению. В Совете старшеклассников создано и действует министерство дежурства и порядка, которое отвечает за дежурство на переменах, привлечение подростков к анализу травмаопасных ситуаций, нарушений правил поведения в школе, планирование  работы по их предупреждению и т.д. Информация об организации дежурства в школе, а также правила поведения школьников, памятки по безопасному поведению расположены на специальных стендах.

Научить, защитить, обезопасить

Чтобы сделать жизнь наших детей безопасной, проводится кропотливая работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  В первую очередь это уроки ОБЖ, на которых ученики  получают знания о ЗОЖ, о вреде курения, наркотиков и токсикомании, правилах личной гигиены, а также знакомятся с понятиями репродуктивного здоровья.

На данных уроках применяются  проблемных ситуации, предполагающие отработку практических умений и навыков безопасного поведения, анализ опасных ситуаций. Часто преподаватели используют для повышения интереса детей к данной теме кроссворды, викторины, пословицы, поговорки, ребусы, проводят конкурсы рисунков, творческих работ, проектов. С целью повышения познавательной активности на уроках используются презентации, видеоролики, мультфильмы по формированию безопасного поведения.  В кабинете ОБЖ имеются тренажер-манекен «Максим», на котором учащиеся отрабатывают навыки реанимации и первой медицинской помощи, тематические стенды по отработке нормативов первой медицинской помощи и ЗОЖ.Также данная тема не остается без внимания и при изучении других учебных предметов.

Так на уроках истории, обществознания формируются мировоззренческие и нравственные установки, воспитываются у подростков любовь к Родине, чувство долга, толерантность, уважение к старшему поколению, ответственное отношение к принятию решений и т.д.

На уроках математики дети учатся рассчитывать калории для здорового питания, правильно распределять нагрузку, скорость безопасного движения или тормозной путь автомобиля и т.д.  На уроках биологии при изучении особенностей строения человеческого организма особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.
Самыми травмоопасными уроками в школе является физическая культура, трудовое обучение, физика, химия, биология, информатика.

Учителя на уроках соблюдают безопасные условия и формируют безопасные навыки у учащихся, проводят инструктажи, беседы, контролируя правильность выполнения упражнений, заданий и т.д. 
Особую  роль в привитии культуры безопасного поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях, повышении травматологической грамотности играет внеурочная деятельность. За последние два года в школе для учащихся начального и среднего звена были организованы следующие курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению:  «Будущий олимпиец», «Познай себя», «Счастливый подросток», «Сделай себя сам», «Я-домашняя медицинская сестра», ВПК «Разведчик», «Здоровье человека и окружающая среда».
Проводя воспитательную работу с классом, классные руководители также уделяют данному вопросу немаловажное значение. Раз в месяц на классных часах проводятся  тренинги по формированию безопасного поведения,  различные беседы, диспуты тематические игры с целью формирования  у подростков потребности в безопасности, просмотры и обсуждение профилактических видеофильмов. В конце каждой четверти на итоговых классных часах проводятся беседы и инструктажи, связанные с безопасным поведением во время каникул:
-октябрь: правила поведения в осенне-зимний период (меры предосторожности при работе с печью и дымоходом, при использовании обогревательных приборов; «Осторожно, тонкий лёд!»); 
- декабрь: как вести себя во время снежных циклонов, заносов, метели и гололедицы; действия в условиях аномально низких температур; профилактика гриппа и т.д.;
-март: правила поведения в весенний период (что делать во время половодья; профилактика гриппа; пожарная безопасность весной);
-май: правила поведения в летний период (безопасность в пожароопасный период; пожарная безопасность в детских оздоровительных лагерях; правила безопасного поведения в лесной зоне; «Осторожно! Высокое напряжение», «Осторожно! Клещи!»).
 

Вместе за безопасность наших детей!

Часто на классные часы приглашаются специалисты различных служб и ведомств (ГИБДД, МЧС, полиции, медиков и т.д.), которые проводят интерактивные беседы с учащимися старших классов. В данном учебном году состоялось 5 встреч с работниками ЦРБ г.Гаврилов-Яма, на которых они познакомили учеников с составляющими здорового образа жизни и вредными привычками, пагубно влияющими на здоровье современного подростка, рассказали о том, как правильно ухаживать за полостью рта, обезопасить себя от инфекционных и венерических заболеваний, оказывать правильно первую медицинскую помощь.  В течение года прошло около 6 встреч инспектора ГИБДД Устимовой И.А с учащимися 1-6 классов, а также несколько  встреч с родителями школьников, на которых поднимались важные вопросы безопасного поведения детей и родителей на дорогах. На общешкольном родительском собрании «Ответственное родительство» в октябре 2017 года перед мамами и папами выступили Умеров А.Д., начальник ПДН,     МореноваГ.Г., руководитель Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,    Украинцев А.И., врач-анастезиолог, реаниматолог, кандидат медицинских наук, школьный психолог Воронина О.Г.

Гости рассказали о проблемах, с которыми могут столкнуться современные подростки (беспризорность, воровство, алкоголь, наркомания и токсикомания, суицид и т.п.) и призвали родителей быть внимательными к своим детям. 

Участие в районных акциях

Ежегодно новый учебный год начинается с акции «Мы – против терроризма!», открывает которую единый классный час, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. На нем ребята вместе с педагогами чтут память погибших во время теракта в Беслане в 2004 году, проводят беседы на тему защиты от угроз экстремизма и безопасного поведения во время страшных катастроф,  смотрят учебные видеофильмы. В рамках акции проводятся различные творческие конкурсы рисунков на асфальте «Я рисую мир!»  и плакатов «Терроризм – угроза обществу!». Старшеклассники вместе с первоклассниками изготавливают памятки безопасного поведения и действия в экстремальных ситуациях, которые потом малыши прикрепляют себе в дневники. Популярна среди учащихся начальной школы акция «Белый журавлик»: школьники из бумаги готовят фигурки оригами в память жертв Беслана и других терактов и выкладывают из них на школьной площадке слова «Мы за мир!».

В рамках ежегодных районных акций «Жизнь без жестокости к детям!» в школе проводятся классные часы на профилактические темы для начального и среднего звена, а старшеклассники привлекаются  к изготовлению инструкций безопасного поведения для учеников 1-4 классов и раздачи данных памяток детям. Такой прием (изготовление памяток самими детьми) очень эффективен в профилактической работе, так как  требует от них умения поиска информации, вычленения главного, построения системы действий,  мотивирует на ответственное отношение не только к своей жизни, но и к жизни других участников образовательного процесса.
 

Правила движения достойны уважения!

Изготовлением и раздачей различного вида памяток занимаются и участники школьного отряда ЮИД. В течение данного учебного года ими проведено 4 акции с выходом на улицы города с целью привлечения вниманию водителей и пешеходов к проблемам безопасности на дорогах: «Безопасный пешеход», «Внимание, дети!», «Автокресло – детям!», «Возьми ребенка за руку!». Этим работа школьного отряда ЮИД не ограничивается. Ежегодно проводится для учащихся 5-6 классов интерактивная игра по ПДД «Красный.Желтый. Зеленый» (сценарий, презентация), во время которой ребята отвечают на вопросы викторины, решают ситуации по ПДД, демонстрируют презентации, рассказывающие об истории транспортных средств, выступают с творческими номерами, призывающими соблюдать ПДД. Популярной формой пропаганды безопасного и правильного поведения на дорогах в нашей школе является обучающий театр, когда в форме сказок и сценок ребята говорят о простых, но таких важных правилах, соблюдая которые мы можем избежать травм и неприятностей на дорогах. В данной учебном году члены школьного отряда ЮИД выступили с обучающим театром для малышей детских садов «Родничок» и «Кораблик», чем порадовали дошколят и закрепили партнерские отношения со своими подшефными. На протяжении 7 лет школа участвует в акции «Белая трость», которая проходит 15 октября. Именно в этот день ученики нашей школы организуют благотворительный концерт для ребят школы-интерната для слабовидящих детей. Песни, флэшмобы, стихи, сценки, видеоролики – вот составляющие данной мероприятия, которое всегда проходит на «ура».  
В сентябре в школе ежегодно проводится единый классный час на тему «Основы безопасного поведения пешехода на дороге». Учащиеся всех классов вспоминаютправила поведения пешеходов на дороге, обсуждают трудные ситуации, которые могут произойти с ними на улицах города, смотрят учебные фильмы и социальные видеролики, отснятые учениками и родителями школы. А учащиеся 4,5,6,7 -ых классов проверяют свои знания правил дорожного движения, решая специально подготовленные для них тесты.  Также в начале учебного года классные руководители проводят индивидуальные беседы с учащимися, пользующимися школьным автобусом, о правилах поведения в автобусе и  при ожидании его в местах остановок и при подходе к ним. А первоклассники вместе с родителями изготавливают маршруты безопасного движения в школу. В сентябре на празднике посвящения первоклассников в пешеходы малышам после показа для них старшеклассниками агитбригады«Правила движения любят уважение!» торжественно вручаются фликеры. В октябре среди 5-11 классов проводится ежегодный конкурс на лучший классный уголок по безопасности дорожного движения, а для всех желающих организуется тест-акция «Сознательный ли я пешеход?». В ноябре для учащихся начальной школы проводятся «Дорожные забеги», посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. Это мероприятие совмещает в себе спортивные и интеллектуальные конкурсы, направленные на повторение правил дорожного движения,  к проведению которых привлекаются и родители детей. В течение года ученики 5-6 классов ходят на экскурсии в ГИБДД, автошколу и на автобазу, а старшеклассники принимают участие в  дискуссионном  клубе, где размышляют на темы «Почему случаются аварии на дорогах?», «Водитель – пешеход. Кто главнее?», «Куда пойти учиться: их работа и опасна, и трудна». В течение учебного года в школе проводится много творческихконкурсов, посвященных профилактикеДТП:  конкурс рисунков, плакатов и газет по ПДД, конкурс поделок  и проектов по ПДД, конкурс слоганов по  безопасности дорожного движения,  конкурс сочинений "Письмо к современному водителю", конкурс семейных фотографий «Мы на дороге», конкурс на лучший сценарий социального видеоролика по ПДД. А заканчивает учебный год Неделя безопасности, в рамках которой для учащихся младших классов устраиваются соревнования «Мой друг велосипед», конкурс знатоков правил дорожного движения «Звездный час» и соревнования «Испытай себя». Победители данных конкурсов представляют школу на районных и областных соревнованиях «Безопасное колесо» и «Шиповка юных», занимая каждый год призовые места.   
Работа по профилактике ДТП продолжается и в летнее время в рамках работы школьного летнего  оздоровительного лагеря: ежедневные пятиминутки – инструкции по ПДД,   конкурс рисунков на асфальте «Мы выбираем путь без аварий и слёз», познавательно-игровая программа по станциям «Встреча на весёлом перекрёстке», соревнование велосипедистов «Волшебное колесо», конкурс чтецов «Дорожная азбука». А завершает эти мероприятия участие наших детей в межлагерной игре по ПДД «Крутые виражи», организованной ДК «Текстильщик», где также мы неоднократно становились победителями.

Мой дом – моя крепость!

Особое внимание в профилактической работе, направленной на привитие культуры безопасного поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях, повышению травматологической грамотности, хочется уделить циклу занятий, которые проводила в течение 2016 – 2017 учебного года Колобенина Т.А. Данные занятия для учащихся всей начальной школы строились по программе уникального проекта «Азбука для самых маленьких потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства – А ЧТО ТАКОЕ ЖКХ?». Тема, на первый взгляд сложная и непонятная даже для взрослых, становилась интересной, доступной, увлекательной для детей, благодаря педагогическому таланту Колобениной Т.А., подобранному ею материалу, красочно оформленной книге в стихах В.Я.Радуль. Татьяне Алексеевне удавалось привлечь внимание ребят к важным темам ЖКХ, включить их в обсуждение важных вопросов, доступным и интересным языком, в игровой форме и в стихах раскрыть сущность таких трудных понятий, как: ЖКХ, МКД, ОДН, тариф, квитанция, капремонт, приборы учета и другие. Важно, что учащиеся в конце занятий делали необходимые выводы о том, что нужно беречь свой дом, экономить свет, воду, благоустраивать и озеленять двор. Много было уделено внимания темам безопасного поведения детей дома, во дворе, на улице и т.д. Все ученики начальных классов средней школы №1 (340 школьников), ставшие участниками данного проекта, получили настоящий документ, подтверждающий их уровень знаний, – Сертификат активных помощников ЖКХ, а также прекрасные подарки – книги. По завершении занятий всем учащимся было предложено принять участие в конкурсе плакатов «Я люблю свой дом» и изобразить то, что их больше всего заинтересовало при изучении темы ЖКХ. Двое стали победителями данного конкурса и получили благодарственные письма и сувениры от Директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области А.И. Лукашова.

Чтобы не случилась беда!

Особое внимание заслуживает и проект «Чтобы не случилась беда», который реализуется в начальных классах на протяжении уже трех лет. Цель данного проекта – пропаганда безопасного образа жизни через выступление детских агитбригад на противопожарную безопасность. Итогами данного проекта стали призовые места в областном конкурсе «Юные таланты за безопасность» в номинации «Театральное творчество» (2016, 2017 и 2018 год), а также выступления на стадионе «Шинник» на церемонии открытия соревнований «Лучшая добровольная пожарная команда Ярославской области» и приглашение ребят руководством МЧС России по Ярославской области в декабре 2016 и 2017 гг. на праздник в КЗЦ «Миллениум», посвященный Дню Спасателя.
Благотворно влияют на учащихся экскурсии в пожарную часть и музей пожарного дела в г.Ярославль, куда ежегодно ездят наши учащиеся среднего звена. Эти экскурсии способствуют развитию познавательного интереса у детей, воспитывают осознанное ценностное отношение к жизни и здоровью. 
Неоценимую роль в формировании у подростков безопасного поведения играет сотрудничество с нашими социальными партнерами, такими как: детская районная библиотека (лекции и занятия на профилактические темы), Дворец детского творчества, ДК «Текстильщик» (различные игровые профилактические программы, конкурсы, игры).   
Таким образом, можно сказать, что в Средней школе №1 создана система профилактической работы, направленной на привитие культуры безопасного поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях, повышению травматологической грамотности, накоплен огромный положительный опыт, что подтверждают результаты работы школы и успехи наших учеников.