Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г. Гаврилов-Яма Ярославской области

"Растём и учимся здоровыми"

"Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
                                                                          В.А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие приёмы, применяемые в образовательной деятельности Среднейшколы №1:

Состояние здоровья школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни, а именно к режиму учебных занятий, интенсивности нагрузки, гигиеническим требованиям, методикам обучения и эмоциональному климату в классе.
Для обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья в нашей школе осуществляется рациональная организация учебного процесса. Учебные планы школы  характеризуются оптимальным объёмом нагрузки на учащихся,  составляются с учётом максимально допустимого количества учебных часов. При составлении расписания  уроков учитываются изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и  учебной недели, балл трудности того или иного предмета,  а также необходимость чередования умственной и физической деятельности в течение дня.
Продолжительность урока в школе соответствует физиологически обоснованной норме санитарно-гигиенических правил и равна 45 минутам во 2-11 классах, 35 минутам в 1 полугодии 1 класса. С 2017-2018 учебного года вся начальная школа с 1 по 4 класс работает по 5-дневной учебной неделе.
Педагоги школы дозируют объём  домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся.
Правильная организация урока, уровень его рациональности во многом способствует сохранению  функционального состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможности длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.  

Психогигиена учебной деятельности
В зоне постоянного контроля находится соблюдение гигиенических требований к уроку, включающих:
•    температурный и воздушный режим, освещение в классе, чистота и порядок в соответствии с нормами СанПиН
•    мебель соответствует росту учащихся, в начальных классах  все парты и стулья регулируются по высоте
•    рассадка детей за партами с учётом состояния их зрения или других физиологических особенностей
•    соблюдение учащимися правильной посадки за партой с целью сохранения осанки
•    плотность урока – не превышает 80 %  
•    смену различных видов деятельностина уроке, учёт длительности каждого вида деятельности
•    смена поз учащихся из статической "сидя" в активную свободную позу "стоя" и обратно несколько раз в течение урока

•    место, длительность и условия применения средств ИКТ
•    наличие, место, содержание и длительность физкультминуток и динамических пауз для  снятия  чрезмерного умственного и статического напряжения

•    использование зрительных тренажёров для снятия напряжения глаз, упражнений на мышечное расслабление, гимнастики для сохранения правильной осанки

•    общение педагога с учащимися на фоне положительных эмоций и нравственно-этических норм;  на уроках создаётся положительный  эмоциональный  настрой  с помощью минуток вхождения в урок, самовнушения, направленного на успех, эмоциональной разрядки, поощрения успехов учащихся.

Большое значение для  сохранения психологического здоровья имеет адаптация первоклассников к школьным занятиям, пятиклассников и десятиклассников  при переходе на следующий уровень обучения. В эти непростые для школьников периоды организуется совместная работа педагога, родителей, психолога школы: в ходе наблюдения и анкетирования выявляются трудности при прохождении детьми адаптации, оказывается индивидуальная и групповая помощь через консультации и тренинги; вырабатываются рекомендации для родителей и педагогов, работающих в классе.
Наиболее важен безболезненный процесс адаптации  в 1 классе при поступлении ребёнка в школу. Множество факторов способствует этому. Учебный год в 1 классе сокращён до 30 недель с дополнительными каникулами в феврале. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки от 3-х уроков в 1 четверти до 4-х уроков в последующих. На протяжении первого полугодия урок в 1 классе длится не более 35 минут. В первые недели сентября учителя первых классов не проводят  привычных уроков, а учат ребят общаться, работать парой и в группе, помогают привыкнуть к школьной жизни, используя10-дневный курс «Введение в школьную жизнь» Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой.Это помогает избежать знакомых всем трудностей адаптации первоклассников.
Организация учебного процесса и программный материал начальной школы предусматривает большое количество экскурсий, тематических прогулок, занятий вне школы, которые обеспечивают необходимую двигательную активность.Во внеурочной деятельности организуются часы здоровья, занятия активно-двигательного характера. Удовлетворение биологической потребности школьников в движении в объёме не менее 2-х часов слагается из участия их в комплексе мероприятий дня, начиная с утренней зарядки, а далее физкультминутки, подвижные игры, уроки физкультуры, внеклассные  спортивные мероприятия и самостоятельные занятия спортом.

Физкультминутки наши педагоги проводят, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений включаются упражнения для формирования осанки, укрепления мышц рук и развития мелкой моторики, укрепления зрения, потягивание, упражнения для отдыха позвоночника, упражнения, направленные на выработку рационного дыхания и др.

физкультминутка "Танцую все"   физкультминутка "Пингвинчики"    Гимнастика для глаз

Критерии здоровьесберегающего урока

"Здоровью надо учить"

Каждый педагог школы старается использовать возможности своего учебного предмета для формирования навыков здорового образа жизни, включая в урок "Вставки о здоровье",вопросы, связанные со здоровым образом жизни,  формируя валеологическое мышление  с помощью разработок Памяток по здоровью. Наибольшие возможности для этого есть на уроках окружающего мира в начальной школе, биологии, ОБЖ, физической культуры.

Конспекты уроков и внеурочных заболеваний (Пищевые Е-коды    Стресс    Здоровое питание)

Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности

Педагоги  активно используют  педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.  Данные технологии удовлетворяют принципам здоровьесбережения:
- "Не навреди!" – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика.
-"Приоритет заботы о здоровье " – всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательной деятельности.
- "Непрерывность и преемственность" –  работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- "Субъект-субъектные  взаимоотношения" – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- "Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся" –  объём учебной нагрузки, сложность материала соответствуют  возрасту учащихся.
- "Комплексный, междисциплинарный подход" – единство в действиях всех педагогов, психолога, медицинского работника.
- "Активность" – активное включение, любой активный процесс снижает риск переутомления.
- "Ответственность за своё здоровье" –  вся деятельность  способствует формированию  у детей ответственности за своё здоровье.

Технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала в большой степени отвечают принципам здоровьесбережения.  
Технологии развивающего обучения направлены на развитие всей целостной совокупности качеств личности и происходит в "зоне ближайшего развития ребёнка", что позволяет учесть  способности, возможности, темпы развития ребёнка. Это положительно влияет на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Педагогика сотрудничества  позволяет разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития  личности. Важнейшая черта этой педагогики- приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность учащихся. 
Все  реализуемые технологии  предполагают использование  разнообразных  форм и методов организации  учебной деятельности. При этом педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулируют учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создают педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создают обстановку для естественного самовыражения учащихся.
 

Педагогами в работе по достижению образовательных результатов  широко применяется проектная деятельность. Учащиеся различных классов выполняют проекты. Особенно актуальными для детей становятся темы и вопросы, связанные с сохранением здоровья, правильным питанием, экологической ситуацией в городе и т.п. Свои проектные работы учащиеся презентуют на уроках, школьных конференциях, муниципальном конкурсе проектных и исследовательских работ.

Примеры проектов учащихся

("Содерание нитратов в продуктах питания", "Пет терапия льноголовыми кроликами", "Молоко или кока-кола.Что выбрать?", "Плесень и продукты питания", "Как лечились наши бабушки", "ГМО нужны ли они", "В здоровом теле – здоровый дух", "Быстрая еда", "Молочные зубы", "Натуральный сок", "Лакомство любимое с детства", "Йогурт и его необычные свойства") 

Здоровая продлёнка

Главной целью работы  групп продленного дня в нашей школе является воспитание самостоятельного, творческого, ответственного, образованного человека и физически здоровой личности, поэтому большое значение в продленке уделяется организации физкультурно – оздоровительная работы. Она складывается из таких видов, как физкультурные минутки во время самоподготовки, часы занятий физической культурой в рамках объединений внеурочной деятельности, подвижные игры и развлечения на прогулках, а также спортивные праздники («Папа, мама, я – спортивная семь», «Самый быстрый и ловкий», «Олимпийские игры» и т.д.).
Воспитатели групп продлённого дня после окончания учебных занятий перед самоподготовкой обязательно проводят спортивный час. Обычно он длится 45 – 60 минут. Чаще всего он совпадает со временем пребывания детей на свежем воздухе. Подвижные игры на свежем воздухе являются одной из форм организации жизни и деятельности детей в группе продленного дня. Педагоги нашей школы используют в своей работе самые разнообразные подвижные  игры: на сплочение, сюжетно-ролевые, народные, спортивные, по интересам.  
Основные задачи игр следующие: 
1) популяризация подвижных игр;
2) дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;
3) развитие мышечной активности;
4) осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;
5) формирование у учащихся сознания необходимости подвижных игр для сохранения собственного здоровья. 
Одной из форм проведения подвижных игр являются игры-эстафеты, которые мы регулярно применяем в своей работе. Популярны среди детей и игры-квесты, предполагающие быстрый переход от одной станции к другой и выполнение на них различных интеллектуальных, творческих заданий и спортивных конкурсов. Зимой воспитатели используют  все  игровые возможности этого времени года (снег, ледяную горку, лыжи, санки), чтобы весело и интересно устроить «Зимние забавы» на прогулках. 
Любимой формой проведения спортивного часа у мальчишек являются тренировки и соревнования по футболу. Сначала команды состояли преимущественно из учеников одного класса, но уже через две недели команды перемешались. А значит,  занятия спортом способствуют не только сохранению и укреплению здоровья ребят, но и развитию коммуникативных навыков общения у младших школьников. 
Увлекательно и захватывающе проходят спортивные часы в форме соревнований. Чаще всего это «Весёлые старты», в которых участвуют как ученики одного класса, так и разных. Основные задачи соревнований:
1.Пропаганда здорового образа жизни.
2.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки,творческого мышления.
3.Воспитание «здорового духа соперничества».
В школе есть опыт проведения малых «Зарниц». Как правило,  игра проводится в группе продленного дня в мае и январе. Игра «Зарница» – это соревнования команд с элементами военных учений и спортивной подготовки. Задачи игры: 
•    организация здорового отдыха учащихся, 
•    формирование навыков у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
•    развитие и пропаганда среди школьников здорового образа жизни.
•    развитие и укрепление физической подготовки учащихся;
•    сплочение коллектива;
•    воспитание  духа патриотизма.
Одним из важных направлений работы группы продленного дня считаем посещение занятий клуба «Возрождение». Занятия ведет специалист отдела культуры Грибова Светлана Викторовна. По её руководством дети с удовольствием разучивают народные игры и колядки жителей России и Ярославской области, играют в старинные  игры наших предков.
В рамках работы объединений внеурочной деятельности во время групп продленного дня наши дети посещают занятия спортивных секций на базе ДЮСШ «Шашки и шахматы»  (руководитель Сопиев С.М.), «Плавание» ( Ксенофонтова Е.А.). А на базе школы проходят занятия танцевальной студии «Красота и грация» (руководитель Романюк Т.В.) и хореографической студии «Акварель» (руководитель Яковлева Т.Н.), которые также способствуют двигательной активности детей и укреплению их здоровья. 
 Обязательным пунктом режима для группы продлённого дня является пешая  прогулка. Цель её – полноценный отдых учащихся на свежем воздухе за пределами образовательного учреждения. Формы организации прогулок: наблюдения (за сезонными изменениями живой и неживой природы), экскурсии по городу, практические занятия по ознакомлению с правилами безопасности. Большое внимание при планировании таких прогулок уделяется протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. Шагая по тропинке к водоему или в парке, можно не только укреплять здоровье, но и очень увлекательно и весело играть. Природа сама подсказывает такие игры.